Давно не писал про Укрпочту, и совсем не потому, что мне нечего было сказать.
Почта не отпускает, и за всем происходящим я, поверьте, слежу очень внимательно.
Что считать успехом предприятия, а что нет – об этом можно говорить долго.
Но, наверное, все-таки нужно.
Ведь если верить только победным реляциям Игоря Смелянского, то Укрпошта УЖЕ самая крутая почта мира.
Кроме
этого, я заметил, что некоторые советы потом все-таки внедряются в
работе. И не важно, то ли это кто-то умный дочитался, то ли «жизнь» в
конце концов заставила.
Потом приведу пример.
Поэтому я не мог пройти мимо, когда 3 сентября Игорь Смелянский написал:
«Про ремонт та відкриття нових відділень я пишу нечасто. Але, мабуть, скоро доведеться зробити окремо рубрику для любителів #зради: «Що відремонтувала Укрпошта сьогодні».
А писати, повірте, є про що. Такої кількості відновлень відділень
національний поштовий оператор не бачив за всі роки свого існування.»
Собственно,
в мой диаграмме про объемы строительных работ в Укрпочте за период
2011-2020 годов уже и так все понятно, но некоторые вещи нужно объяснить
подробнее.
ПЕРВОЕ - Методика моих расчетов.
ПЕРВОЕ - Методика моих расчетов.
Проведение строительных работ выполняется согласно следующих утверждённых статей финансового плана Укрпочты:
КАПИТАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ:
1. капитальное строительство
2. капитальный ремонт (реконструкция)
ЗАТРАТЫ:
3. текущий ремонт
4. приобретение строительных материалов.
Сумму этих статей я и взял для своих расчетов.
Есть
еще нюансы, связанные со строительными работами. Такие как «Укрепление
объектов», «Внедрение систем автономного теплоснабжения», или
возможность проведения текущих ремонтов арендованных помещений за счет
статьи «Другие необоротные материальные активы».
Их я не учитывал, но поверьте – это было бы точно не в пользу сегодняшним показателям.
И вообще – про финансирование технического развития Укрпочты я мог бы написать книгу.
Поверьте.
Дальше.
Как найти данные для анализа, если Укрпочта их прячет?
Капитальные
инвестиции и строительные материалы получилось вытянуть с отчетов и
финпланов на сайте Мининфраструктуры. Что касается поточных ремонтов (а
других теперь в Укрпочте нет), то тут пришлось потрудиться.
Прозорро и пообъектный учет за период с 2017 по 2020 год включительно!
За
2020 год я учитывал абсолютно все заявленные объекты, даже те, по
которым еще не определено победителей (301 объект, включая
асфальтирование территории, ремонт труб и тд.).
Это было не просто, и пришлось потратить больше чем полдня.
Но оно того стоило, и вообще – истина дороже!
Так что все мои расчеты из официальных источников.
ВТОРОЕ - специфика выполнения строительных работ в сегодняшней Укрпочте.
«Семьдесят девятый
падает этаж,
тот который строил
спецпи#децмонтаж»
Разницу между капитальным и текущим (поточным) ремонтом понимает даже не профессионал.
Проще всего это объяснить на примере дорог.
Конечно, они бывают разные.
Но если дорога «убита», то ямочный ремонт тут точно не поможет.
И даже снятие старого асфальта и укладка нового – не всегда правильный выход.
Это как положить красивый и модный асфальт на сырую землю.
Будет красиво, но ненадолго.
Кстати, межремонтный период здания составляет:
капитальный ремонт – 20-30 лет,
текущий ремонт – 3-5 лет.
Так что теперь – не делать ямочный ремонт?
Конечно делать, но иногда этого мало.
Но дело в том, что капитального ремонта и реконструкции в Укрпочте теперь больше нет как понятия.
ВСЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ УКРПОЧТА ТЕПЕРЬ ПРОВОДИТ ТОЛЬКО КАК ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ!
Даже если он капитальный.
Почему?
Потому, что так легче.
Ведь капитальный ремонт (по нормальному) – это проект.
То есть дополнительные расходы, время и экспертиза.
И я понимаю желание уйти в работе от лишних проблем и сделать все как можно быстрее.
Но
когда перепланировку помещений, установку нового навеса для автомобилей
в ЦОП, укрепления «сховищ» головкассы или достройку помещения с новым
окном обмена почты проводят как текущий ремонт – это не просто не
неправильно.
Это ПРОТИВОЗАКОННО и это НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО.
Ведь завтра эта крыша упадет кому-нибудь на голову!
А установка тепловых навесов или кондиционеров текущим ремонтом это что?
Кроме этого.
Я
понимаю, что ремонт арендованных помещений логично делать текущим
ремонтом, чтобы не удорожать стоимость здания, а соответственно и
арендной платы (это ведь только при тупых «попередниках» 61,5% зданий
Укрпочта арендовала за 1 грн в год, а сейчас приходится платить по
полной программе).
Ну а как же с собственными зданиями?
Ведь
если вы прячете капитальный ремонт как текущий, то, другими словами, вы
уменьшаете стоимость своих активов, и я уже не говорю про амортизацию!
ТРЕТЬЕ – имитация торгов
ТРЕТЬЕ – имитация торгов
«Ты помнишь как все начиналось, все было впервые и вновь»
После прихода новой команды в 2015 году всем объявили, что «теперь все будет Прозорро».
Собственно,
ничего нового, но проводить все ремонты начиная от 25 тыс. грн как
открытые торги – это было, мягко говоря, не очень умное решение.
Я
тогда предлагал поднять планку хотя бы до 50 (хотя законодательство
тогда позволяло до 300, если память не изменяет). Но нет, нужно было
самим себя высечь, как одна унтер-офицерская вдова.
А что сейчас, спустя годы?
Везде, где это возможно, применяется упрощенная процедура, и это правильно.
Но разве к этому нужно было иди так долго?
Сколько торгов «отвалилось» за это время?
И сколько это в неотремонтированных отделениях?
И еще.
При всем желании, честных процедур по стройке в Укрпочте сегодня нет.
Даже на самых простых объектах.
И люди, которые организовывают эти торги тут не виноваты.
Объясню.
Чтобы подготовить тендерное задание нужен хотя бы дефектный акт (я уже не говорю про предварительно разработанный проект).
Делать это некому, поэтому за дирекцию это делает потенциальный исполнитель работ.
Делает не просто так.
Дальше понятно.
Я смотрел торги, есть исключения, но немного.
Это нужно менять.
Да и вообще, столько глупостей насмотрелся в документации, пока считал объекты, что об этом можно отдельную статью написать.
Например, когда в договоре указано, что подтверждением выполнения работ есть налоговая накладная, то…
За бухгалтерию я спокоен.
И еще, как вы думаете.
Люди, которые не могут самостоятельно составить дефектный акт, они смогут потом проконтролировать качество выполненных работ?
ЧЕТВЕРТОЕ – ПЛАНЫ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ,
или два слова про капитальные инвестиции
«Если у вас план, мистер Фикс?
О да, у меня есть два плана!»
Из них:
Финансовый план Укрпочты на 2019 год -
«капитальное строительство + капитальный ремонт»:
- план – 15,5 млн грн,
- факт – 2,3 млн грн
Финансовый план Укрпочты на 2019 год -
«капитальное строительство»:
- план – 166,7 млн (!),
- факт – 0,0
«капитальный ремонт»:
- план – 15,0 млн грн,
- прогноз – 0 целых, и где-то «икс» десятых.
ПЯТОЕ – КОМУ И СКОЛЬКО
ПЯТОЕ – КОМУ И СКОЛЬКО
«Есть город который я вижу во сне
О если б вы знали как дорог
У Чёрного моря явившийся мне
В цветущих акациях город…»
Помните,
когда Игорь Смелянский возглавил Укрпочту, то первых года полтора мы в
каждом интервью обязательно слышали, как несправедливо много денег
тратилось предыдущей командой на ремонт помещений в Виннице?
И что там у нас в 2020 году?
Из 34,9 млн грн:
1 место – Одесская дирекция – 6,2 млн грн.
Почти 5-я часть от всего объема.
Люблю Одессу)
_________________________________________
Я очень многого не написал в этой статье из того, что, наверное, еще следовало рассказать про старую и новую стройку Укрпочты.
Не хотел грузить читателя слишком большим объемом информации
Не написал хотя бы о том, что в этом году перестали покупать строительные материалы.
Вот, например, раньше дирекция могла купить решетки на окна, и сама их поставить.
А в это году все – больше не покупаем.
НЕКОМУ СТАВИТЬ – ВСЕХ УВОЛИЛИ!
И так далее.
ВЫВОДЫ:
1. В целом можно отметить, что количество отделений, которые должны
отремонтировать в текущем году, намного больше, чем в прошлом 2019.
Но
Заявление Смелянского про то, что в 2020 году количество «відновлених»
отделений стало самым большим за всю историю Укрпочты, оказалось
неправдой.
Как
в количественном, так и в финансовом выражении, объемы строительных
работ в предыдущие годы значительно превышали сегодняшние.
Это даже без учета стоимости грн в предыдущие годы по отношению к 2020.
2. Проведение всех строительных работ под статусом текущего ремонта, как минимум, непрофессионально.
4.
Все достижения за 4-е последние года в строительстве
автоматизированного сортировочного центра выражаются в замороженной
площадке возле Львова, и новой строке баланса «Незавершенное
строительство» на сумму около 1,5 млн грн.
И последнее.
Я знаю, что господин Смелянский прочитает эту статью.
Поэтому, Игорь, просьба.
Если есть возражения – пожалуйста с цифрами.
Писать про оставленные кем-то разбитые унитазы – не надо.
Их и сейчас не меньше.
И еще одно.
Утверждение
про самые большие строительные успехи в истории Укрпочты до моей
сегодняшней публикации буду пока считать как недоработку подчинённых,
которые предоставили не полную информацию.
Но повторение этого в других публикациях или интервью – будет иметь уже другое название.